...
Главная 5 Обучение
Обучение

Трикстер – архетип хитреца, озорника, нарушителя табу, «отец» всех Петрушек, Иванушек-дураков и прочих шутов. Главное для него – игра и смех. Попробуем погрузиться в мир Трикстера для того, чтобы понять, как можно использовать ресурсы смехового мира в психотерапевтической практике. Как внести в позитивную психотерапию — слезы, а в терапию травмы – смех? Как с его помощью актуализировать разнообразные ресурсы, которые есть у каждого из нас в личном опыте?
Смех является важнейшим инструментом провокативных методов, впервые описанных в психотерапевтическом подходе Френка Фарелли. Он позволяют довести до абсурда деструктивное или неэффективное поведение, являющееся источником психологического неблагополучия, чтобы избавиться от него и увеличить степень внутренней свободы человека.
В смеховых методах используется разнообразные формы юмора: анекдот, карикатура, поносные письма, комедия дель-арте, частушки, фарс… Они позволяют решить широкий круг конкретных психотерапевтических задач: проводить «смеховую» диагностику проблем, снижать остроту переживаний клиента, освобождать его от коммуникативного негативизма и оценочности, снимать его психологические ограничения, находить позитивные способы реагирования на травмирующие события. Ресурсная составляющая этих методов помогает нам увидеть «точку счастья» как реальность здесь и сейчас и перестать пребывать в вечном ожидании рая.

На авторскую программу приглашаются дипломированные психологи с опытом индивидуальной психотерапии не менее 100 часов.

Цель:

познакомить участников с психотерапевтической практикой данного подхода на примере работы с распространенными запросами клиентов.

 

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с инструментами и методами ПРСТ;
  • изучить секреты их использования для решения разнообразных психотерапевтических задач;
  • получить опыт создания собственного «смехового терапевтического фильтра»;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.

В программе

Занятие 1 
Место смеха в психологическом консультировании и тренинге.

Биография и библиография вопроса. История смеховой культуры. Что нужно знать психологу?

Занятие 2
Типы личности и специальные мишени смеховой терапии.

Диагностика личностного типа с помощью советских мультфильмов. Индивидуальный подход ПРСТ к разным типам людей. Анекдот, юмористические случаи, позитивные родовые «пластинки» как способы для выявления психологических проблем и самотерапии клиентов.

Занятие 3
Работа с внутриличностными конфликтами.

Субличности как метод рефлексии внутриличностного конфликта. Маска как метод психотерапии. Работа с субличностями через маски.

Занятие 4
Терапия психологической травмы.

Позитивная коммуникация как метод терапии травмы. Коммуникативный пирог, или анализ базовых коммуникативных умений с использованием смеховых техник. Восстановление рефлексии, или как говорить «не из травмы»?

Занятие 5
Неуверенностью в себе, зависимость от внешних оценок.

Исторические корни формирования образа дурака и шута в России. Использование провокативных методов в групповой работе со страхом быть дураком. Детская литература про трикстеров как ресурс работы с неуверенными взрослыми.

Занятие 6
«Все понимаю, но не могу избавиться…».

Особенности работы с провокативными договорами и ложной выгодой от деструктивного поведения в процессе индивидуальных консультаций. Семейная терапия по Карлсону. Групповые упражнения на тренингах: «Хор анти-гоны», «Осознанное самозванство» и др.

Занятие 7
Агрессия, буллинг, шейминг и их последствия.

Взаимосвязь сарказма, агрессии и толерантности в психологии. Карикатура как способ осознания и избавления от внутренних дискриминационных механизмов, а также возможность для психологической разрядки и подзарядки.

Занятие 8
Терапия психосоматических расстройств.

Работа с телесным напряжением. Живительный фарс. Роль обсценной лексики на терапии.

Занятие 9
Заключение по курсу.

Работа с терапевтическими кейсами в малых группах с применением техник ПРСТ.

Формы работы

мини-лекции, обсуждения, выполнение заданий и упражнений, рефлексия, разбор случаев из психотерапевтической практики

Объем программы 36 академических часов

Удостоверение выдается если курс прослушан в рамках программы института Иматон. Если курс прослушан вне института, выдается юмористическая индульгенция